|
Шедевры мастера:
После грозы, 1915
Вечернее солнце, 1921
Летний пейзаж с избами
Утро, 1918
|
Николай Петрович Крымов. Воспоминания друзей и учеников о художнике
Воспоминания о Николае Крымове:
Н.Моргунова. Учитель и ученики -
Ф.С.Богородский. Встречи с Крымовым - 2 -
Л.И.Бродская. О моем знакомстве с Н.П.Крымовым -
С.П.Викторов. Мои воспоминания о Крымове - 2 - 3 -
А.О.Гиневский. Беседы с Крымовым - 2 - 3 -
Ф.П.Глебов. Учитель - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
Д.Н.Домогацкий. Воспоминания ученика - 2 - 3 - 4 -
К.Г.Дорохов. Памятные встречи - 2 -
В.П.Журавлев. О педагогической деятельности Крымова -
Н.А.Кастальская. Крымов - 2 -
Е.Н.Крымова. Моя жизнь с Н.П.Крымовым -
Ю.П.Кугач. Прекрасная пора учебы - 2 -
Кукрыниксы. Художник Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4 -
В.В.Левик. Учусь у Крымова - 2 - 3 -
П.Н.Малышев. Крымов-педагог - 2 - 3 - 4 - 5 -
Н.Г. Машковцев. Живопись Крымова -
А.Л.Лидова. Отец и сын Крымовы - 2 - 3 -
Ф.Н.Михальский. В художественном театре - 2 -
В.Н.Попова. Крымов-декоратор -
Ф.П.Решетников. Дорогие воспоминания - 2 - 3 - 4 - 5 -
Н.К.Соломин. Учитель и друг - 2 -
Г.О.Рублев. Из записной тетради -
А.С.Айзенман. О том, что помнится - 2 - 3 -
С.В.Разумовская. Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4.
А.О.Гиневский. Беседы с Крымовым, продолжение
Было бы чрезвычайно легкомысленным думать, что мне удалось овладеть крымовским методом. Нет. Далеко нет. Этот метод не есть список рецептов. Наоборот, здесь речь идет о законах природы, приведенных в соответствие с естественными возможностями живописи. Но что далось Крымову после многих лет труда, требует и от других большой работы, которая даст свои результаты, если мы будем одушевлены чувством правды и достаточно близки к природе. Надо также помнить, что как бы ни была стара истина, она станет нашей правдой только если мы сами заново откроем ее для себя. Я не помню, кто это сказал, что переплыв в первый раз речку, он с особым чувством стоит на берегу. В книге мудрого педагога К.С.Станиславского одна глава так и называется «Открытие давно известных истин».
То, что нашел Крымов, те знания, которые он передавал молодым советским художникам, ценны своей объективностью. Эти знания во все времена были достоянием больших художников. Не удивительно, что слова его совпадают с тем, что говорили и старые мастера. Вот как, например, писал в XV веке художник Альберти о белом цвете в картине: «Запомни, однако, что никогда нельзя делать какую-либо поверхность настолько белой, чтобы нельзя было сделать ее еще белее. Даже, если ты одеваешь (свои фигуры) в самые светлые одежды, ты должен остановиться далеко от последней белизны. Живописец не находит ничего иного, кроме белого, чтобы представить блеск отшлифованного меча».
Главной заботой Крымова было научить ученика умению смотреть на природу. И, вооружая художника профессиональными приемами, помогающими верно передать увиденное, он помогал художнику передавать природу. В молодом художнике Николай Петрович пробуждал чувство уверенности и веру в свои силы. В этом большое значение Н.П.Крымова как педагога.
Ф.П.Глебов. Учитель
В 1934 году в моей жизни произошло событие, которое определило весь мой дальнейший творческий путь. Я стал учеником художника Крымова.
Николай Петрович Крымов был человеком необыкновенно богато и разносторонне одаренным. Большой талант художника сочетался в нем с талантом замечательного педагога. Он обладал прекрасным слухом и голосом большого диапазона. Изображая что-нибудь, он становился настоящим артистом тонкого юмористического дарования. Николай Петрович был замечательным рассказчиком, язык его был остер, выразителен и всегда образен. Но, когда нужно было что-либо писать не кистью на холсте, а пером на бумаге, ему делалось не по себе. «Этого я не люблю и не умею», - говорил он.
Вот почему при громадном багаже знаний, широком кругозоре и определенности творческого метода, Крымов, к сожалению, мало написал об искусстве.
Николай Петрович был человеком с молодой душой, поэтому с молодежью он всегда находил общий язык.
Почти все его статьи и выступления, посвященные искусству, были обращены к молодым художникам.
«У молодежи головы не так заняты, как у маститых, - говорил Крымов. - В них больше свободного места. Некоторые заслуженные деятели одновременно и заслуженные, и загруженные. Молодежи мои знания нужнее».
Сейчас, когда Николая Петровича уже нет с нами, мы, его ученики, очень сожалеем о том, что в свое время не вели записей всего богатства мыслей, которым щедро делился он с нами в стенах училища и в течение всех последующих лет.
Приводя высказывания Крымова об искусстве, я стараюсь говорить его языком, насколько мне позволяет память. Надеюсь, что больших расхождений не будет, так как многолетняя дружба с Николаем Петровичем научила меня понимать его.
Написанное мною, конечно, небольшая доля того, чему учил нас Крымов.
В 1934 году я был студентом 4 курса оформительского факультета Изотехникума памяти 1905 года.
Среди большинства московских художников тогда намечался поворот от различных формалистических исканий к реализму, но во взглядах на искусство еще была большая неразбериха.
Были увлечения западным модернизмом, что в основном сводилось к бесплодному подражанию. Многие пренебрежительно относились к традициям русского искусства, стараясь быть во что бы то ни стало оригинальными.
Были «левые» и были «правые». Были художники, считавшие себя подлинными реалистами, но они не могли убедить большинство в своей правоте, выставляя произведения невысокого художественного качества, чем зачастую компрометировали большие темы.
Все это не могло не отразиться на преподавании, и мы, студенты, как слепые котята, тыкались носом в разные стороны, в большинстве своем чувствуя глубокое неудовлетворение.
Николай Петрович Крымов относился к той части всеми уважаемых авторитетных мастеров старшего поколения, которые понимали, что без настоящей школы ни о каком реалистическом искусстве не может быть и речи. Вот почему появление Крымова в стенах училища вызвало подъем среди большинства учащихся.
Самого Крымова я никогда раньше не видал, но много о нем слышал и знал его работы.
Согласно учебной программе, мы, студенты 4 курса, писали двухфигурные постановки и обнаженную модель.
Хорошо помню первое появление Николая Петровича в нашей мастерской. Мы все были очень взволнованы и с нетерпением ожидали Крымова, стоя у мольбертов.
В сопровождении директора и заведующего учебной частью вошел большого роста, очень уверенный в себе человек с седой головой, крупными чертами лица и умными глазами. Он очень вежливо поздоровался с нами, мы ответили хором.
Окинув взглядом нашу мастерскую и быстро пройдя ее из конца в конец, Крымов громко сказал: «А свету здесь на копейку». Осмотрев наши работы, прибавил: «Писать вы не умеете. Все надо начинать сначала».
И вот началось...
Воспоминания о Николае Крымове, продолжение...
|