Николай Крымов - на главную
   

  Николай Петрович Крымов

1884 - 1958






» Биография Крымова     
» Хроника жизни     
» Лучшие картины    
» Пейзажная живопись    
» Расцвет творчества     
» Голубая Роза     
» Секреты живописи    
» Учитель и ученики    
» Статьи Крымова     
» Высказывания     
» Воспоминания о Крымове    
» Новые воспоминания    
  

Шедевры мастера:


После грозы, 1915


Вечернее солнце, 1921


Летний пейзаж с избами


Утро, 1918

Николай Петрович Крымов. Воспоминания друзей и учеников о художнике

Воспоминания о Николае Крымове:
Н.Моргунова. Учитель и ученики - Ф.С.Богородский. Встречи с Крымовым - 2 - Л.И.Бродская. О моем знакомстве с Н.П.Крымовым - С.П.Викторов. Мои воспоминания о Крымове - 2 - 3 - А.О.Гиневский. Беседы с Крымовым - 2 - 3 - Ф.П.Глебов. Учитель - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - Д.Н.Домогацкий. Воспоминания ученика - 2 - 3 - 4 - К.Г.Дорохов. Памятные встречи - 2 - В.П.Журавлев. О педагогической деятельности Крымова - Н.А.Кастальская. Крымов - 2 - Е.Н.Крымова. Моя жизнь с Н.П.Крымовым - Ю.П.Кугач. Прекрасная пора учебы - 2 - Кукрыниксы. Художник Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4 - В.В.Левик. Учусь у Крымова - 2 - 3 - П.Н.Малышев. Крымов-педагог - 2 - 3 - 4 - 5 - Н.Г. Машковцев. Живопись Крымова - А.Л.Лидова. Отец и сын Крымовы - 2 - 3 - Ф.Н.Михальский. В художественном театре - 2 - В.Н.Попова. Крымов-декоратор - Ф.П.Решетников. Дорогие воспоминания - 2 - 3 - 4 - 5 - Н.К.Соломин. Учитель и друг - 2 - Г.О.Рублев. Из записной тетради - А.С.Айзенман. О том, что помнится - 2 - 3 - С.В.Разумовская. Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4.

А.Л.Лидова. Отец и сын Крымовы, продолжение

Когда старшие братья стали студентами, то со своими друзьями устраивали художественные вечера. Ставились небольшие пьесы, пели, танцевали. Ходили на костюмированные вечера. Любили гулять на Девичьем поле, ходили в балаганы на Воробьевых горах, где происходили народные гулянья. Катались с гор на санках.
Перед пасхой, в вербное воскресенье на Красной площади открывалась большая праздничная ярмарка. И чего там только не было: яркие цветы, верба, на лотках конфеты в пестрых обертках, на небольших щитах продавались разноцветные обезьянки, бабочки, которыми любила украшать себя молодежь. Трещали «тещины языки». В стеклянных колбочках прыгали чертенята. Разноцветные шары, как облака, плыли над площадью. А на середину площади выезжали купцы на рысаках в колясках, демонстрируя наряды жен и дочерей. У Николая Петровича был небольшой этюд на эту тему «Верба».
Бегали на галерку в частную оперу С.Мамонтова, слушать Ф.Шаляпина, в Малый театр - смотреть спектакли с М.Ермоловой и О.Садовской. Любимцем сестер был Л.Собинов. В музее-квартире Собинова есть работы Крымова.
В семье Крымовых много рисовали, писали (старший брат Василий тоже был художником и педагогом), толковали об искусстве.
Николай Петрович в детстве любил писать пейзажи даже на страницах учебников и книг. Мальчик был он стройный, как все дети в семье, светлоглазый, но, как исключение, весь в веснушках, его даже звали «конопатик».
Когда младший сын окончил реальное училище, Петр Алексеевич стал готовить его к экзамену в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Влияние отца на формирование мировоззрения Крымова было значительным, ему юноша обязан крепкой академической грамотностью. В 1904 году вторым по списку Николай Петрович был принят в Училище.
В тот год вся семья Крымовых переезжает на Большую Тверскую-Ямскую в пятиэтажный дом Волкова. Вскоре старший брат Алексей, хирург, впоследствии академик АМН СССР, женится и уезжает в Киев; выходят замуж сестры.
В 1907 году умирает Петр Алексеевич, в нем Крымов теряет учителя и друга. В квартире остается Мария Егоровна и братья Василий и Николай. Живет и няня Васса. Николай Петрович много работает в своей комнате - она же мастерская. Бывало, что работы пропадали, и на вопрос: «Где этюды?» получал исчерпывающий ответ: «Сожгли. Еще напишешь».
В их уютной семье часто, особенно по воскресеньям и праздничным дням собирались друзья и знакомые. Жили в это время скромно, но было весело, шумно, непринужденно. Спорили, пили чай из самовара, конечно, с пирогами и вареньем, которое мастерски варила Мария Егоровна. Играли в девятый вал, чтобы доставить удовольствие матери. Она очень любила эту карточную игру. Музицировали. Николай Петрович обладал хорошим голосом и слухом. Пел под старинное фортепиано, а то и дуэтом с женой брата Василия. Она и аккомпанировала. Однажды в компании пел с Федором Шаляпиным, тот его хвалил и советовал учится. Но стоило это дорого, и вопрос о пении отпал.
У Крымова в юности самым близким другом был Н. Сапунов, а потом Г.Якулов. Сапунов и Крымов виделись каждый день, то Крымов у Сапунова, то Сапунов у Крымова, и, конечно, Крымов был под влиянием Сапунова. Присоединялся обычно и Якулов. Были они очень разные, но все были интересные, живые, остроумные.
Крымов был дружен с художниками Н.Клодтом, Н.Милиоти. В их компанию входили также М.Аладжалов, А.Арапов - ближайший товарищ и друг Сапунова, скульптор П.Бромирский, А.Кожебаткин, работавший в издательстве «Мусагет». В дальнейшем он имел свое издательство «Альцион». У Кожебаткина в издательстве всегда бывали интересные люди, здесь познакомился Крымов с А.Блоком, М.Кузминым, В.Ивановым, Николаем Рерихом http://roerih.ru/rerih.php. По их просьбе для сцены в кафе - подвальчике «Бродячая собака» в Петербурге Крымов написал декорации.
В молодые годы Николай Петрович был статный, интересный, шумный, говорил громко. Неутомимый, веселый, он бывал то суров, то удивительно добр. Он верховодил ватагой молодых талантливых художников, был заводилой и любил проповедовать, настаивал и подчеркивал, что художник является личностью, должен заниматься только тем, что глубоко любит, иначе для него нет искусства, творчества и жизни.
После дня работы, а работал Крымов много и ежедневно, не любил сидеть дома. Собирались часто у сына С.И.Мамонтова Всеволода. Здесь бывал весь триумвират - Крымов, Сапунов, Якулов - и многие другие художники, архитекторы, часто бывал архитектор В.Кузнецов. Константин Коровин порой ночь напролет веселил всех своими рассказами.
Николай Петрович был человеком большого азарта. Играли у Филиппова в кофейной в бильярд и кегли, ездили на скачки.
На Тверском бульваре был ресторан-павильон «Грек». В нем собирались художники, архитекторы, поэты-символисты А.Белый, В.Брюсов, К.Бальмонт и другие. В 1910 году были выполнены для литературно-художественного кружка декорации-павильоны: «Испанское кабаре» (Сапунов), «Кавказский духан» (Якулов), «Русский трактир» (Крымов). Москвин изображал полового, в чайниках подавал шампанское. С этого времени и началась их дружба.
Лето, как правило, проводили в Подмосковье, снимали дачи в Серебряном бору, Кунцеве, Мазилове, Всехсвятском.
В 1908 году совершили поездку в Крым, который оставил Николая Петровича равнодушным, понравился ему только Севастополь. Он любил среднюю полосу России с ее полями, необозримыми просторами, тихими уголками, тишину, закаты. В эту пору написаны «Обрыв», «Сосны».
В 1913-1916 годы жили в Краскове. Дача была большая, двухэтажная, вмещала всю семью. Николай Петрович обосновался наверху, и, когда бывал дома, его всегда можно было видеть работающим на балконе. Писал много. Любил заросшие кустарником берега речек Пехорки и Македонки, на вырубках лилово-красные цветы иван-чая. Все этюды, написанные в Краскове, были проданы с выставки «Союза русских художников».

Воспоминания о Николае Крымове, продолжение...


  Художник Николай Крымов (1884-1958). Картины, биография, статьи  
www.krimov.ru, по всем вопросам обращаться - niko {a} krimov.ru

Рейтинг@Mail.ru