Николай Крымов - на главную
   

  Николай Петрович Крымов

1884 - 1958






» Биография Крымова     
» Хроника жизни     
» Лучшие картины    
» Пейзажная живопись    
» Расцвет творчества     
» Голубая Роза     
» Секреты живописи    
» Учитель и ученики    
» Статьи Крымова     
» Высказывания     
» Воспоминания о Крымове    
» Новые воспоминания    
  

Шедевры мастера:


После грозы, 1915


Вечернее солнце, 1921


Летний пейзаж с избами


Утро, 1918

Николай Петрович Крымов. Воспоминания друзей и учеников о художнике

Воспоминания о Николае Крымове:
Н.Моргунова. Учитель и ученики - Ф.С.Богородский. Встречи с Крымовым - 2 - Л.И.Бродская. О моем знакомстве с Н.П.Крымовым - С.П.Викторов. Мои воспоминания о Крымове - 2 - 3 - А.О.Гиневский. Беседы с Крымовым - 2 - 3 - Ф.П.Глебов. Учитель - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - Д.Н.Домогацкий. Воспоминания ученика - 2 - 3 - 4 - К.Г.Дорохов. Памятные встречи - 2 - В.П.Журавлев. О педагогической деятельности Крымова - Н.А.Кастальская. Крымов - 2 - Е.Н.Крымова. Моя жизнь с Н.П.Крымовым - Ю.П.Кугач. Прекрасная пора учебы - 2 - Кукрыниксы. Художник Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4 - В.В.Левик. Учусь у Крымова - 2 - 3 - П.Н.Малышев. Крымов-педагог - 2 - 3 - 4 - 5 - Н.Г. Машковцев. Живопись Крымова - А.Л.Лидова. Отец и сын Крымовы - 2 - 3 - Ф.Н.Михальский. В художественном театре - 2 - В.Н.Попова. Крымов-декоратор - Ф.П.Решетников. Дорогие воспоминания - 2 - 3 - 4 - 5 - Н.К.Соломин. Учитель и друг - 2 - Г.О.Рублев. Из записной тетради - А.С.Айзенман. О том, что помнится - 2 - 3 - С.В.Разумовская. Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4.

Н.Г. Машковцев. Живопись Крымова

Самые ранние вещи Крымова кажутся навеянными нежным и жизнерадостным колоритом московской весны. Уже в них налицо бесконечное желание художника слиться с природой, дышать весенним дыханием, ощущать зарождающееся тепло весеннего солнца. Он выступает воистину как «открыватель новых земель», до него никем не увиденных. Ему присуще умение находить необыкновенно своеобразные мотивы, разрабатывать такие уголки родного пейзажа, которые непременно пропустил бы всякий другой, более поверхностный взгляд. Он способен надолго приковать внимание зрителя к мотиву, который в картине другого живописца играл бы роль третьестепенной детали. Внимание к природе, исключительная напряженность любовного ее изучения - вот качества, неизменно присущие всем его произведениям.
По сосредоточенности мотивов Крымов едва ли имеет себе равных среди современных советских живописцев. Ему не надо покидать своего родного двора и незачем ездить в экзотические страны. Как гениальный музыкант, который умеет расслышать определенный звуковой строй в уличном шуме, Крымов находит живописные глубины и за ними глубокое внутреннее содержание тут же, рядом. В его живописи - это относится в особенности к живописи последних лет - нет и не может быть ни одной фальшивой ноты, ни одной, которая расстраивала бы тональное построение целого. Крымов владеет драгоценнейшим даром живописи - тоном. И именно живописный тон есть такое же обязательное и необходимое для живописца качество, как абсолютный слух для музыканта. Картины, которые, в сущности говоря, недостойны быть названными живописью, картины, лишенные тона, являются мертвыми схемами природы, а природа выражает себя только в той живописи, которая обладает тоном. Поэтому так ничтожны и убоги все попытки живописцев, не владеющих тоном, выразить природу в своих картинах. И поэтому только художник, одаренный живописным тоном, в сущности говоря, может быть с полным правом назван живописцем. Крымову принадлежит это умение в высокой степени. Тональная ткань живописи Н.П.Крымова создается из бесконечно внимательного анализа тонового выражения цвета.
Живописный метод Крымова представляется исключительно простым и поучительным. Точный контур лежит в основе его живописи, определяя границы валеров. Эта деликатнейшая роль контура ничего общего не имеет с рисунком, ограничивающим форму, рисунком, вносящим графический момент в живописное искусство. Живопись Крымова идет не от предмета, не от восприятия формы, выражаемой в рисунках, а от восприятия пространства, живописную организацию которого художник постигает, определяя соотношения, связь и относительную силу тонов.
Крымов выражает пространство и предметы соотношением тонов, всецело базируясь на изучении природы. Поэтому тон крымовской живописи всегда правдив и реалистичен, он не выдуман художником, а является глубоким выражением самой натуры. Крымов всю жизнь борется против «локального цвета», отрывающего искусство живописи от натуры.

А.Л.Лидова. Отец и сын Крымовы

20 апреля (3 мая) 1884 года в семье художника Петра Алексеевича Крымова родился сын Николай.
Семья Крымовых жила на тихой улочке старой Москвы около Патриарших прудов в старом доме с большим садом, характерным для того времени.
Петр Алексеевич был портретистом и педагогом, преподавал рисование в московских гимназиях.
Учителем его был крупный портретист пятидесятых годов прошлого века - профессор С.Зарянко. Петр Алексеевич был его любимым учеником. В студенческие годы он учился и жил вместе со своим другом И.Шишкиным. В дружбе был и с А.Саврасовым.
Увлекаясь работой над портретом, Петр Алексеевич написал портреты жены, дочери Любови, сыновей. Много работал над заказными портретами. Еще в годы ученичества по рекомендации Зарянко написал одного из профессоров Московского университета. Портреты Любови, любимой сестры Николая Петровича, моей матери, хранятся у меня. На одном из портретов мама еще девочка в красной шапочке, а на фоне лес и серый волк. На другом портрете ей 18 лет.
Петр Алексеевич был замечательным семьянином. Добрый, большой души человек, он до причудливости любил своих детей. Мать Николая Петровича - Мария Егоровна была красивой, веселой женщиной с волевым характером. Держала дом в своих руках, и весь быт подчинялся ее здравому, хотя и своенравному характеру.
В семье сохранились старые русские традиции. Жила любимая няня Васюта (Васса). Вошла она в семью Крымовых еще крепостной девочкой; вышла замуж, вырастила дочку, но уйти не захотела. Так и прожила в нашей семье до глубокой старости.
С Васютой, преданным, верным и близким человеком, нянчила и растила Мария Егоровна всех детей, а их было двенадцать. Родители Николая Петровича были людьми общительными, гостеприимными. В доме было людно, шумно, весело. Всегда кипел самовар, подавали пироги, варенье из шептолы. Пастила, яблоки на возах ввозились торговцами прямо во двор дома, занимаемого семьей Крымовых. Двор и сад напоминали поленовские «Московский дворик» и «Бабушкин сад».
На рождество ставилась большая елка с подарками и игрушками. Дети с нетерпением ждали 9 марта, когда на площадях и Птичьем базаре на Трубной площади под радостные крики выпускали из клеток птиц.
Старшие братья Василий и Алексей были на десять-двенадцать лет старше Николая Петровича, и, естественно, все детство и юность его прошли в дружбе с младшими сестрами Любовью и Марией.
Увлекательно проходило счастливое лето. Отец прививал любовь к природе, учил, как надо вникать в изображение предметов, как видеть точно и подробно. Мир становился краше и обширней. Заметив дарование младшего сына, учил его рисовать с натуры и по памяти.
Молодежь любила играть в русские народные игры: лапту, городки, чижика, бабки. Сами мастерили и запускали нарядного змея с шелковым разноцветным хвостом. Но любовь к рисованию брала свое.

Воспоминания о Николае Крымове, продолжение...


  Художник Николай Крымов (1884-1958). Картины, биография, статьи  
www.krimov.ru, по всем вопросам обращаться - niko {a} krimov.ru

Рейтинг@Mail.ru