|
Шедевры мастера:
После грозы, 1915
Вечернее солнце, 1921
Летний пейзаж с избами
Утро, 1918
|
Николай Петрович Крымов. Воспоминания друзей и учеников о художнике
Воспоминания о Николае Крымове:
Н.Моргунова. Учитель и ученики -
Ф.С.Богородский. Встречи с Крымовым - 2 -
Л.И.Бродская. О моем знакомстве с Н.П.Крымовым -
С.П.Викторов. Мои воспоминания о Крымове - 2 - 3 -
А.О.Гиневский. Беседы с Крымовым - 2 - 3 -
Ф.П.Глебов. Учитель - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
Д.Н.Домогацкий. Воспоминания ученика - 2 - 3 - 4 -
К.Г.Дорохов. Памятные встречи - 2 -
В.П.Журавлев. О педагогической деятельности Крымова -
Н.А.Кастальская. Крымов - 2 -
Е.Н.Крымова. Моя жизнь с Н.П.Крымовым -
Ю.П.Кугач. Прекрасная пора учебы - 2 -
Кукрыниксы. Художник Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4 -
В.В.Левик. Учусь у Крымова - 2 - 3 -
П.Н.Малышев. Крымов-педагог - 2 - 3 - 4 - 5 -
Н.Г. Машковцев. Живопись Крымова -
А.Л.Лидова. Отец и сын Крымовы - 2 - 3 -
Ф.Н.Михальский. В художественном театре - 2 -
В.Н.Попова. Крымов-декоратор -
Ф.П.Решетников. Дорогие воспоминания - 2 - 3 - 4 - 5 -
Н.К.Соломин. Учитель и друг - 2 -
Г.О.Рублев. Из записной тетради -
А.С.Айзенман. О том, что помнится - 2 - 3 -
С.В.Разумовская. Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4.
Г.О.Рублев. Из записной тетради
Творчество Николая Петровича Крымова, представляющее собой яркое, самобытное явление русского и советского искусства, всегда волновало и притягивало к себе. Метод его тонального построения живописи увлекал и захватывал целые группы живописцев моего поколения.
Его разговорный язык в беседах, всегда остроумных и находчивых, был предельно образен. Так, однажды, говоря об одном молодом художнике, ранее прилежно воспринимавшем его метод, а потом решившем, что он все уже постиг, и переставшем его навещать, сказал: «Он взял мои часы и уверен, что все постиг, а ключ-то от завода ведь у меня остался», - и конец своих слов закончил добродушным смехом. Об одном почтенном художнике-пейзажисте Николай Петрович лаконично сказал: «Всю жизнь - дачник!..»
Говоря об искусстве, Николай Петрович сказал: «Ведь разговор об искусстве всегда идет о самом тонком, о чуть-чуть, как в рекордах, там ведь не идет разговор о пудах при поднятии тяжестей, десять пудов или шесть, речь всегда идет о разнице, которая выражается не в пудах, а в граммах...»
Николай Петрович часто любил вспоминать свою молодую удаль, былые проказы молодости, увлечение спортом - велогонками... С большой сердечной теплотой рассказывал о своем закадычном друге Москвине и совместных похождениях... все смачно, образно, живо. Чувствовалась во всем огромная любовь к жизни, к человеку, большой темперамент, широта русского характера, и невольно воскресали образы героев то Лескова, то Тургенева, то Чехова.
А.С.Айзенман. О том, что помнится
Еще в отроческие годы имя Н.П.Крымова и его работы на выставках были для меня овеяны особым очарованием. Потом, будучи студентом Изотехникума памяти 1905 года, я слышал, что одной из групп старшекурсников руководит Николай Петрович Крымов. Эта группа называлась станковым отделением. Все мы с уважением и завистью смотрели на станковистов-крымовцев, среди которых были Ф.Глебов, С.Викторов, Д.Домогацкий, Ю.Кугач, В.Киселев, П.Малышев, В.Мельников, В.Смирнов, Н.Соломин и другие.
Когда я заканчивал 3-й курс педагогического отделения, пронесся слух, что Н.Крымов будет набирать новую группу станковистов. Надо ли говорить о том, с каким волнением мы ждали этого отборочного просмотра. Из трех групп третьего курса Н.П.Крымов должен был отобрать человек двадцать пять.
Подробностей просмотра-отбора не помню, но я оказался в числе тех, чьи работы понравились Крымову.
Окрыленный сознанием того, что попал в группу Н.П.Крымова, я с увлечением писал летом на Волге, под Казанью. И эти первые волжские этюды были положительно оценены Николаем Петровичем.
Первое появление Крымова в живописной мастерской на четвертом этаже училища: в коридоре раздались тяжелые, размеренные шаги и вошел большой, немного сутулый человек в коричневом пальто и серой кепке. Николай Петрович громко поздоровался с нами и попросил вбить в стену гвоздь для пальто.
Трудно описать особый испытующий взгляд Николая Петровича, как бы пронизывающий насквозь. И до чего же разнообразны были оттенки, нюансы крымовского пронзительного взгляда: от иронии до теплой согревающей улыбки. Николай Петрович умел как-то особенно лукаво подмигивать, оживляя занятия разными веселыми историями. С первых же дней знакомства мы были покорены огромным обаянием Крымова и буквально боготворили своего учителя.
Первые постановки: «гармошка» из разноцветных плоскостей, освещенных двояко искусственным и дневным светом; склеенный из картона домик с подсветом с лежащими возле него палочками - «бревнами» (в этой постановке был как бы отзвук пейзажей раннего Крымова). Затем коллективное писание таблицы из девяти пейзажей: одного и того же пейзажа в различных состояниях. Каждый из них начинал кто-то из студентов, а затем Николай Петрович их поправлял, доводил, объясняя нм ошибки.
Почти на каждом занятии рассказы Крымова были настолько увлекательны, что мы подолгу слушали своего учителя, окружая его тесной толпой. Кое-что из этих бесед Николая Петровича мне удалось занести в записную книжку. Вот эти записи:
Композиция
Композиция, это творческая организация картины. Проводить единую идею через всю картину. Писать под первым впечатлением. Ограничивать пейзаж тем, что понравилось. И найти верный размер того, что понравилось, чем залюбовался. Иначе - фотографичность. Любование Крымов считал исходным моментом композиции пейзажа.
Тон
Тон углубляет произведение, ставит его на место. Думать, что чем светлее, тем сильнее будет гореть, - неправильно. Когда сомневаешься: что темнее, а что светлее, - значит надо писать одинаково по светлоте, по тону.
Не ошибаться в тенях облаков. Темнее - лес, светлее - кусты. За траву принимают даже серый цвет, если верен тон. Чем меньше просвет неба в кроне дерева, тем он темнее по тону.
...Смотрите, тон шкафа у Ворошилина [один из студентов] взят с дома, освещенного вечерним солнцем, - значит, пересветлил по тону и перетеплил по цвету.
Не сомневаться в себе, а работать над картиной до уверенности, что попал в тон, в верный цвет на верном месте. Писать общо; общий тон - из миллиона оттенков.
Разъясняя значение тона в живописи, Николай Петрович ссылался, например, на Э. Делакруа, который говорил, что можно написать блондинку цветом пола в пивной. Вспоминал он также небольшую картину Репина «Арест пропагандиста», где разбросанные на полу бумаги смотрятся белыми, хотя написаны чем-то бесконечно далеким от белил.
Что труднее видеть, цвет или тон?.. Цвет видят все. А вот тон отличить труднее. Даже бык отличает красное от зеленого, а тон отличает только художник.
Воспоминания о Николае Крымове, продолжение...
|