Николай Крымов - на главную
   

  Николай Петрович Крымов

1884 - 1958






» Биография Крымова     
» Хроника жизни     
» Лучшие картины    
» Пейзажная живопись    
» Расцвет творчества     
» Голубая Роза     
» Секреты живописи    
» Учитель и ученики    
» Статьи Крымова     
» Высказывания     
» Воспоминания о Крымове    
» Новые воспоминания    
  

Шедевры мастера:


После грозы, 1915


Вечернее солнце, 1921


Летний пейзаж с избами


Утро, 1918

Николай Петрович Крымов. Воспоминания друзей и учеников о художнике

Воспоминания о Николае Крымове:
Н.Моргунова. Учитель и ученики - Ф.С.Богородский. Встречи с Крымовым - 2 - Л.И.Бродская. О моем знакомстве с Н.П.Крымовым - С.П.Викторов. Мои воспоминания о Крымове - 2 - 3 - А.О.Гиневский. Беседы с Крымовым - 2 - 3 - Ф.П.Глебов. Учитель - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - Д.Н.Домогацкий. Воспоминания ученика - 2 - 3 - 4 - К.Г.Дорохов. Памятные встречи - 2 - В.П.Журавлев. О педагогической деятельности Крымова - Н.А.Кастальская. Крымов - 2 - Е.Н.Крымова. Моя жизнь с Н.П.Крымовым - Ю.П.Кугач. Прекрасная пора учебы - 2 - Кукрыниксы. Художник Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4 - В.В.Левик. Учусь у Крымова - 2 - 3 - П.Н.Малышев. Крымов-педагог - 2 - 3 - 4 - 5 - Н.Г. Машковцев. Живопись Крымова - А.Л.Лидова. Отец и сын Крымовы - 2 - 3 - Ф.Н.Михальский. В художественном театре - 2 - В.Н.Попова. Крымов-декоратор - Ф.П.Решетников. Дорогие воспоминания - 2 - 3 - 4 - 5 - Н.К.Соломин. Учитель и друг - 2 - Г.О.Рублев. Из записной тетради - А.С.Айзенман. О том, что помнится - 2 - 3 - С.В.Разумовская. Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4.

Ю.П.Кугач. Прекрасная пора учебы, продолжение

Он любил, хваля какую-нибудь из наших работ, вспомнить того или иного мастера. Например, понравился ему пейзаж с темными силуэтами слив на фоне белых украинских хат, и он сказал: «Молодчага, Бастьен-Лепаж!» Он иногда и о художниках так отзывался. Приходит однажды, поздоровался и сразу спросил: «Вы на выставке картину Пластова „Стрижка овец" видели? Помните там луч солнечного света в воротах - это Левитан». В его устах это была высочайшая похвала.
Разбирая наши этюды, он был предельно внимателен, буквально по сантиметру все просматривал и объяснял, что хорошо и что нехорошо. Говорил просто, без общих фраз. Благодаря огромному опыту работы на натуре и серьезной систематизации наблюдений его замечания и оценки всегда были обоснованны и справедливы. Так, кроме быстрых нашлепков на состояние, он советовал обязательно писать на пленэре продолжительные этюды, стараясь достигнуть в них «потолка» своих возможностей.
Писать учил просто, не боясь ошибиться и сбить контур рисунка. Можно заехать и на фон, а потом цветом фона его поправить (он выражался: «съесть фоном»). Так рождается живой процесс письма, одновременно рисунок и живопись. Советовал не допускать резких контуров предметов, а мягко их вписывать. Как обычно, проиллюстрировал этот совет образной шуткой. «Один художник захотел скопировать мадонну Рафаэля. Поставил холст на мольберт, взял уголь и, чтобы уточнить для себя, как нарисовать контур мадонны, подошел близко к картине. Смотрит - нет контура. Отошел - контур есть. Подошел - опять нет, отошел - есть, подошел - контура нет... и художник сошел с ума».
Во время работы над натюрмортом Николай Петрович советовал проверять положение предметов по вертикали и горизонтали, при этом вспоминал: «Когда я учился в школе живописи, то на уроке рисунка стал на глаз мерить натурщика. Ко мне подошел Серов, он у нас преподавал, и сказал: «Измерять не надо» - и сел поправлять мой рисунок. Я стоял сзади и через некоторое время заметил, что у Валентина Александровича краснеют уши. Он молча встал и сказал: «Продолжайте». А я спрашиваю: «Ну так как же, измерять можно?» Отходя, не оборачиваясь, он ответил: «Измеряйте!»
Николай Петрович был пейзажистом, но прекрасно понимал и картину. Огромный жизненный опыт, наблюдательность и острый ум делали его художником разносторонним. Разбирая наши эскизы, он помогал нам правдиво и образно выразить свои замыслы. Советовал все время наблюдать жизнь: как люди разговаривают, как по-разному себя ведут. Одним словом, не на бумаге придумывать, а в жизни увидеть, тогда будет по-настоящему интересно. Приводил в пример Федотова, которого необычайно высоко ставил. «Помните, в картине "Сватовство майора" в глубине комнаты стоит служанка с подносом и с иронией смотрит на невесту. Так тонко выразить сложное психологическое состояние может только очень большой мастер».
Многое еще вспоминается из прекрасной поры учебы у Николая Петровича. Он был добр и щедро делился с нами опытом, знаниями. Он учил любить жизнь, правдиво ее воспроизводить, не поддаваясь моде. Не признавал как похвалу такие слова, как «ново» или «современно». «Ну, а хорошо это или плохо?» - спрашивал он. Предостерегал от пустых поисков индивидуальности - подлинная индивидуальность появляется само собой, если искренне и правдиво изображать жизнь. Творчество Крымова - наглядное подтверждение этого. В его простых по мотиву пейзажах заложено мощное утверждение жизни, красоты ее, не эффектной, броской, а красоты обыденных вещей. Живопись его прекрасна своей правдой. «С годами я все больше прихожу к заключению, что правда - это самое прекрасное и самое редкое на свете». Эти слова Э. Делакруа будто сказаны устами Крымова. Он соединил в себе качества художника-мудреца, способного построить пейзаж - картину с кристально четким композиционным решением, изысканно тонкого художника-колориста, передающего трудноуловимые состояния природы, и художника-гражданина, ибо его простое искусство пронизано любовью к Родине.

Воспоминания о Николае Крымове, продолжение...


  Художник Николай Крымов (1884-1958). Картины, биография, статьи  
www.krimov.ru, по всем вопросам обращаться - niko {a} krimov.ru

Рейтинг@Mail.ru