|
Шедевры мастера:
После грозы, 1915
Вечернее солнце, 1921
Летний пейзаж с избами
Утро, 1918
|
Николай Петрович Крымов. Воспоминания друзей и учеников о художнике
Воспоминания о Николае Крымове:
Н.Моргунова. Учитель и ученики -
Ф.С.Богородский. Встречи с Крымовым - 2 -
Л.И.Бродская. О моем знакомстве с Н.П.Крымовым -
С.П.Викторов. Мои воспоминания о Крымове - 2 - 3 -
А.О.Гиневский. Беседы с Крымовым - 2 - 3 -
Ф.П.Глебов. Учитель - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
Д.Н.Домогацкий. Воспоминания ученика - 2 - 3 - 4 -
К.Г.Дорохов. Памятные встречи - 2 -
В.П.Журавлев. О педагогической деятельности Крымова -
Н.А.Кастальская. Крымов - 2 -
Е.Н.Крымова. Моя жизнь с Н.П.Крымовым -
Ю.П.Кугач. Прекрасная пора учебы - 2 -
Кукрыниксы. Художник Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4 -
В.В.Левик. Учусь у Крымова - 2 - 3 -
П.Н.Малышев. Крымов-педагог - 2 - 3 - 4 - 5 -
Н.Г. Машковцев. Живопись Крымова -
А.Л.Лидова. Отец и сын Крымовы - 2 - 3 -
Ф.Н.Михальский. В художественном театре - 2 -
В.Н.Попова. Крымов-декоратор -
Ф.П.Решетников. Дорогие воспоминания - 2 - 3 - 4 - 5 -
Н.К.Соломин. Учитель и друг - 2 -
Г.О.Рублев. Из записной тетради -
А.С.Айзенман. О том, что помнится - 2 - 3 -
С.В.Разумовская. Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4.
А.С.Айзенман. О том, что помнится, продолжение
Н.Соловьев вспоминал, что Крымов сравнивал тон с мелодией. Мелодию можно сыграть на разных инструментах. Это будет та же мелодия, но в другом тембре. Цвет - это своего рода тембр, а тон - это как бы мелодия.
Белая стена в серый день должна быть по тону такой же как тень от дерева на этой стене в солнечный день.
В природе шкала тона во много раз больше, чем на палитре, где она и беднее. Особенно в светлой части. Поэтому и приходится брать все немного темнее. Общий тон картины можно «сдвигать» в ту или другую сторону (в светлую или темную), но внутри картины тональные отношения должны соблюдаться. Учитывайте, оставляйте запас светлого для писания светлого серого дня и солнечного. Если пишете солнечный день, то всякий свет - светлее всякой тени.
Николай Петрович говорил: «Писать нужно не то, что знаешь, а то, что видишь. Писать надо не предмет, а пятно. Искусство там, где „чуть-чуть"».
Некоторые советы Крымова были весьма своеобразны, возможно даже спорны, например, что рисунку можно научиться лишь в живописи.
Многократно Николай Петрович говорил о том, как пристально нужно наблюдать натуру, природу, какая точность должна быть в работе: каждая веточка должна быть на месте. Сделано с любовью тогда, когда точно. Если будешь уметь точно рисовать деревья, узнаешь, как их обобщить. Точно рисовать забор: не 95 палок, а 93...
Писать месяц (одну работу). Тот художник хорош, который может долго работать, работать без предела. Продолжать высасывать из природы то, что еще не высосал. Точно и верно - вся живопись. Детали хороши, когда они верны. Работать на авось (что выйдет) - нельзя.
- Если вы не знаете, каким цветом писать, пишите никаким цветом. Пусть у вас будет грязца: тем приятнее будет из нее выбираться.
Н.П.Крымову была присуща эмоциональность, свойственная юлыпому художнику артистичность. Поэтому наряду с призывами к очности он говорил: «На натуру надо смотреть искоса, мельком».
- Писать пейзажи с людьми, с животными, с архитектурой.
- Писать небольшие пейзажи (не больше 65-70 см по большой стороне). Тщательная тоновая проработка.
- Брать мотивы по своим силам. Искать «золото» под ногами в противоположность тем художникам, которые ищут какие-то невероятные пейзажные мотивы, эффектные ландшафты за много километров от дома, в результате чего устают, портят себе настроение).
Много раз я слышал от Николая Петровича о том, что главное, чтобы было удобно работать, писать. Он говорил: «Я давно хитрый, пишу с террасы... Брать немного, но точно».
- Художник кончается потому, что думает: изучил природу, надо быть ничем перед природой.
- Не ставить этюды лицом к стене, а вешать на стену. Скромность, простота и искренность были неотъемлемыми качествами Николая Петровича. Он и в нас [своих учениках] воспитывал эти качества. Он не признавал выражений вроде «соврать в пользу искусства» или «пропустить через призму души». Зло высмеивал всякую литературщину и показуху в живописи. Один из студентов как-то сказал довольно шаблонно решенную композицию, изображавшую бабушку с внуком-школьником, и бойко объявил: «Счастливое детство и обеспеченная старость!» Николай Петрович посмотрел на автора своим пронизывающим взглядом и спросил: «Что-о-о?!» В этом вопросе было столько сарказма! Последовал, конечно, дружный взрыв смеха. Крымов не выносил какого бы то ни было кривляния, всегда призывая нас к абсолютной естественности.
Любимые выражения Николая Петровича: «тик-в-тик» (верно, точно), «на волос» (так точно), «никакой цвет» (настолько тонкий цветовой оттенок), «мелким дребезгом»... С особым смаком произносил он слово «лиловый».
Если Николай Петрович в чем-то ошибался, то умел признавать свои ошибки. Например, однажды он подошел к писавшему натурщицу Николаю Савелову и заметил, что тот слишком высоко посадил ухо. Студент с этим не согласился, а учитель настаивал на своем. Вдруг Савелов сообразил, что причина этого разногласия в разнице роста (ученик маленького роста, а Николай Петрович был крупным, высоким мужчиной). Он сказал это учителю с некоторым опасением вызвать неудовольствие. Крымов специально присел до уровня маленького роста ученика, проверил... и сказал: «Профессор извиняется, ты был прав, Коля». А вот другой случай. На художественной выставке «Индустрия социализма» экспонировались два пейзажа Крымова «Утро в ЦПКиО им. Горького» и вечерний тарусский пейзаж. Увидев впервые этот пейзаж, я с удивлением и беспокойством обратил внимание на небо, где были какие-то странные мазки. Или это летят птицы, подумал я. Нет, что-то не похоже. Срочно звоню по телефону-автомату Николаю Петровичу: «У Вас были птицы на небе?» - «А что, не похоже?» - ответил он и ничуть не обиделся на этот мой вопрос.
Воспоминания о Николае Крымове, продолжение...
|