Николай Крымов - на главную
   

  Николай Петрович Крымов

1884 - 1958






» Биография Крымова     
» Хроника жизни     
» Лучшие картины    
» Пейзажная живопись    
» Расцвет творчества     
» Голубая Роза     
» Секреты живописи    
» Учитель и ученики    
» Статьи Крымова     
» Высказывания     
» Воспоминания о Крымове    
» Новые воспоминания    
  

Шедевры мастера:


После грозы, 1915


Вечернее солнце, 1921


Летний пейзаж с избами


Утро, 1918

Николай Петрович Крымов. Воспоминания друзей и учеников о художнике

Воспоминания о Николае Крымове:
Н.Моргунова. Учитель и ученики - Ф.С.Богородский. Встречи с Крымовым - 2 - Л.И.Бродская. О моем знакомстве с Н.П.Крымовым - С.П.Викторов. Мои воспоминания о Крымове - 2 - 3 - А.О.Гиневский. Беседы с Крымовым - 2 - 3 - Ф.П.Глебов. Учитель - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - Д.Н.Домогацкий. Воспоминания ученика - 2 - 3 - 4 - К.Г.Дорохов. Памятные встречи - 2 - В.П.Журавлев. О педагогической деятельности Крымова - Н.А.Кастальская. Крымов - 2 - Е.Н.Крымова. Моя жизнь с Н.П.Крымовым - Ю.П.Кугач. Прекрасная пора учебы - 2 - Кукрыниксы. Художник Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4 - В.В.Левик. Учусь у Крымова - 2 - 3 - П.Н.Малышев. Крымов-педагог - 2 - 3 - 4 - 5 - Н.Г. Машковцев. Живопись Крымова - А.Л.Лидова. Отец и сын Крымовы - 2 - 3 - Ф.Н.Михальский. В художественном театре - 2 - В.Н.Попова. Крымов-декоратор - Ф.П.Решетников. Дорогие воспоминания - 2 - 3 - 4 - 5 - Н.К.Соломин. Учитель и друг - 2 - Г.О.Рублев. Из записной тетради - А.С.Айзенман. О том, что помнится - 2 - 3 - С.В.Разумовская. Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4.

Д.Н.Домогацкий. Воспоминания ученика, продолжение

Для полноты характеристики Николая Петровича я хочу остановиться на некоторых чертах его многогранной, удивительно обаятельной во всех ее проявлениях личности.
Будучи сам прям и честен, он требовал этих качеств от других, особенно от близких и от учеников.
Не переносил лицемерия, фальши, позерства ни в чем: ни в живописи, ни в поведении, ни в одежде, ни в речи, издевался над неуместно употребляемыми для оригинальности иностранными словами, которые он презрительно окрестил «фольклором».
Сам он одевался очень просто. Сатиновая косоворотка, белая, кремовая или синяя, темный пиджак, брюки навыпуск.
Не любил экстравагантности в одежде. Когда я, начитавшись романов Лондона, Кэрвуда, Грина и других авторов, которые я поглощал тогда в неимоверном количестве, явился на занятия в крагах, Николай Петрович заявил громогласно:
«Когда художник идет в гору, он надевает краги».
Я готов был провалиться сквозь землю.
Николай Петрович обладал редким юмором. Его сарказм был убийствен, характеристики так метки, что припаивались прочно к их жертвам. От его рассказов о былых его похождениях мы буквально валились от смеха под стол. Но порою бывал очень серьезен и говорил о самом сокровенном сердечно и мудро.
Мы любили посещать Крымова и могли слушать его без конца. Наши сборища обыкновенно кончались поздно. Расходились часов в пять утра. Память сохранила картину: в окна вползает рассвет, стоит тишина, весь дом спит. Мы спускаемся с лестницы веселой гурьбой, возбужденные и счастливые, а сверху нам улыбается наш учитель и грозит пальцем, чтобы не шумели.
Своим ученикам он внушал неистребимую любовь к искусству, сознание высоты своего призвания, честность, прямоту и требовательность к себе.
И куда бы их ни забросила судьба, как бы она с ними ни поступила, встречались ли они с Николаем Петровичем после окончания училища, были ли близки с ним в последние годы его жизни, они несут в себе светлый образ своего учителя, свято чтят память того, кто был, есть и будет для них великим примером художника и человека.

К.Г.Дорохов. Памятные встречи

Крымова как художника я знал и любил давно, но познакомился с ним только году в 1934-1935. Встречался с ним редко, с большими перерывами. Может быть именно поэтому каждую из встреч с ним я помню до мельчайших подробностей.
На одном из советов на Кузнецком мосту году в 1937-1938, незадолго до войны, А.Ржезников показывал свои работы. Это были жанровые вещи, сделанные в Донбассе, и наряду с ними чудесные, полные солнца и воздуха пейзажи Украины.
Поднялся Крымов и, возвышаясь над всеми членами совета, обратился к собравшимся. А нужно сказать, что в ту пору открытые художественные советы были для нас, как праздник и школа, и привлекали полный зал молодых художников. Да и не удивительно. Один состав совета уже делал их творческими вечерами, необычными и значительными. В совет входили в ту пору А.Герасимов, С.Герасимов, И.Грабарь http://igor-grabar.ru/monografia.php, А.Дейнека, П.Кончаловский, Н.Крымов, И.Машков, К.Юон и другие.
При выступлении Крымова все в зале как-то насторожились, и в наступившей тишине Николай Петрович начал свою необычайную речь словами:
- Покажите мне Ржезникова. Где он?
В задних рядах, по-мальчишески смущаясь, с озорной улыбкой в глазах, по обыкновению прикрывая рукой нижнюю часть лица, прячась за спину товарищей, стоял Ржезников.
- Ах, вот он какой! Я именно таким его и представлял себе. Смотрите, он даже внешностью своей похож на Левитана.
Здесь в голосе Крымова начали звучать какие-то особые нотки. Протянув к Ржезникову руку, он сказал приблизительно следующее:
- В Ржезникове мы видим блестящего живописца, его пейзажи заслуживают самую высокую оценку. В нем я вижу продолжателя традиций русской пейзажной школы. И в нем я имею своего преемника и готов его от души приветствовать.
На протяжении ряда лет Николай Петрович неизменно тепло относился к Ржезникову, следил за его творчеством, а в суровые годы войны, когда Ржезников был на фронте, находился с ним в переписке.
Через несколько дней Крымов, несмотря на болезнь, приехал к нам, вернее к Ржезникову, на Масловку. У меня и Ржезникова в ту пору была одна мастерская на двоих. Сопровождал его Л.Зевин, который был близок Крымову.
Осмотрев все, что ему показал Ржезников, он обратился ко мне: «А нуте-ка, молодой человек, покажите теперь вы свои работы». Показать ему я ничего не мог: мы только накануне получили мастерскую, и вещи свои я еще не перевез.
- Ах, не хотите, стыдно, молодой человек. Когда вас просят, надо показывать, - недовольно произнес Крымов и, отвернувшись от меня, как бы перестал вовсе меня замечать.
Через несколько дней Зевин передает мне:
- Крымов сказал, чтобы ты ему срочно позвонил. Звоню, называю себя и слышу:
- Вот что, молодой человек, завтра в двенадцать дня я вас жду, но непременно с работами.
Я лихорадочно отбираю работы, забиваю ими полное такси и еду к Крымову.
В небольшой уютной квартирке в одном из переулков на улице Кропоткина и была его мастерская. На рояле масса этюдников всех фасонов и размеров, а за окном давно знакомые по крымовским пейзажам крыши. Встретила меня приветливая Екатерина Николаевна.
Рассматриваю Крымова ближе. Высокий, с твердыми чертами лица, с суровыми умными глазами, худой и изможденный болезнями человек. Несмотря ни на что, величав и красив.
- А я вас ждал, - говорит Крымов, не обращая внимания на груду привезенных мною работ. - Смотрите, я специально для вас начал этюд, - указывает Крымов на холст, стоящий на мольберте.

Воспоминания о Николае Крымове, продолжение...


  Художник Николай Крымов (1884-1958). Картины, биография, статьи  
www.krimov.ru, по всем вопросам обращаться - niko {a} krimov.ru

Рейтинг@Mail.ru