Николай Крымов - на главную
   

  Николай Петрович Крымов

1884 - 1958






» Биография Крымова     
» Хроника жизни     
» Лучшие картины    
» Пейзажная живопись    
» Расцвет творчества     
» Голубая Роза     
» Секреты живописи    
» Учитель и ученики    
» Статьи Крымова     
» Высказывания     
» Воспоминания о Крымове    
» Новые воспоминания    
  

Шедевры мастера:


После грозы, 1915


Вечернее солнце, 1921


Летний пейзаж с избами


Утро, 1918

Николай Петрович Крымов. Воспоминания друзей и учеников о художнике

Воспоминания о Николае Крымове:
Н.Моргунова. Учитель и ученики - Ф.С.Богородский. Встречи с Крымовым - 2 - Л.И.Бродская. О моем знакомстве с Н.П.Крымовым - С.П.Викторов. Мои воспоминания о Крымове - 2 - 3 - А.О.Гиневский. Беседы с Крымовым - 2 - 3 - Ф.П.Глебов. Учитель - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - Д.Н.Домогацкий. Воспоминания ученика - 2 - 3 - 4 - К.Г.Дорохов. Памятные встречи - 2 - В.П.Журавлев. О педагогической деятельности Крымова - Н.А.Кастальская. Крымов - 2 - Е.Н.Крымова. Моя жизнь с Н.П.Крымовым - Ю.П.Кугач. Прекрасная пора учебы - 2 - Кукрыниксы. Художник Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4 - В.В.Левик. Учусь у Крымова - 2 - 3 - П.Н.Малышев. Крымов-педагог - 2 - 3 - 4 - 5 - Н.Г. Машковцев. Живопись Крымова - А.Л.Лидова. Отец и сын Крымовы - 2 - 3 - Ф.Н.Михальский. В художественном театре - 2 - В.Н.Попова. Крымов-декоратор - Ф.П.Решетников. Дорогие воспоминания - 2 - 3 - 4 - 5 - Н.К.Соломин. Учитель и друг - 2 - Г.О.Рублев. Из записной тетради - А.С.Айзенман. О том, что помнится - 2 - 3 - С.В.Разумовская. Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4.

Д.Н.Домогацкий. Воспоминания ученика, продолжение

Что такое живопись? Верный тон (впоследствии он будет говорить и верный цвет) - на верное место! Вот и вся хитрость!
Выбирайте место, откуда вы будете писать так, чтобы было удобно, потому что натура хороша с любого места, если видишь художественно.
Определите главное в мотиве, который вы пишете, то, что больше всего поразило вас в нем, из-за чего вы сели этот мотив писать. Угадайте формат и размер холста, чтобы это главное смотрелось наиболее выразительно, найдите ему размер и место в холсте.
Остальное врисовывайте, что влезет. В этом - вся композиция.
Раз я сел писать пейзаж, в котором поразили меня своей красотой синие дали. Из-за них и стал его писать.
Пишу, пишу, вроде, все верно, а дали не звучат, как в натуре. Потом догадался, что взял слишком маленький холст. Сменил его, и все пошло».
От рисунка Николай Петрович требовал предельной точности:
«Рисуйте по горизонтали и вертикали!»
«Меряйте! Не брезгуйте отвесом!»
Для наглядной демонстрации и доказательства ряда положений своей теории Николай Петрович на наших глазах проделал любопытный опыт. Холст или лист фанеры, я сейчас не помню, он разграфил на четыре равные части, потом в каждой из них нарисовал один и тот же пейзаж: дом с окном, забор и дерево.
«Слушайте, для чего я это делаю!
Освещенность комнаты днем и вечером при искусственном свете примерно одинакова. Почему же, если смотреть с улицы, днем окно будет темным, а в сумерках или ночью светится? Очевидно, все зависит от окружения.
Окно надо писать одним тоном и для дневного, и для ночного пейзажа. Правда, цвет этих окон различен. В первом случае он холодный, во втором - теплый. Но представьте, что в доме горит синяя лампа, тогда и этого различия не будет.
Если вы угадаете общий тон и отношения, то один и тот же цвет передает окна днем и вечером. Смотрите, что получается!» Он быстро написал все четыре пейзажа, первый - при солнце, второй - при свете серого дня, третий - при сумерках и четвертый - ночной.
Написав в первом случае окно, он отложил замешанный цвет на палитре в сторону. Потом, уже написав три остальных пейзажа, он вписал окна этим отложенным цветом.
В двух последних случаях окно засветилось.
Этот холст или подобный ему, хранился у вдовы художника Екатерины Николаевны Крымовой (в настоящее время - ГТГ.). Он является большой ценностью в методическом отношении.
Вопрос об абсолютном видении цвета толкуется сейчас вкривь и вкось. Каково же было мнение Крымова?
«Как среди музыкантов есть обладающие абсолютным слухом, так и среди живописцев есть люди с врожденной способностью видеть цвет абсолютно.
Что же это такое? Ведь цвет в живописи не может полностью совпадать с цветом натуры потому, что холст и натура освещены не одинаково, а главное потому, что диапазон палитры от самого светлого (белила) до самого темного (сажа или кость жженая) намного меньше диапазона натуры.
Значит, шкала цветов на холсте меньше, чем в натуре. Отношения сближенее, общий тон в этюде иной, чем в натуре.
В натуре мы угадываем его в отношении к белой стене, освещенной солнцем, или к зажженной спичке, а в живописи - к белилам, которые не совпадают абсолютно с белой освещенной солнцем стеной или пламенем спички. Надо уметь переводить натуру на язык красок.
Теперь, если вы увидите цвет в натуре отдельно от других цветов (представьте, что в натуре открыт лишь небольшой ее кусок) и, составив его на палитре и положив на чистый холст, угадаете его место в шкале красок, его отношение к другим цветам, то это и будет называться абсолютным видением цвета.
Поэтому можно не записывать сразу весь холст, приступая потом к деталировке, а последовательно и окончательно вписывать в холст деталь за деталью.
Когда весь холст будет записан, все станет на свое место.
Подтверждение этому положению мы находим у И.Э.Грабаря, который рассказывал, что Репин начинал писать портрет с блика на лбу, а Серов написал фон в своем знаменитом портрете Таманьо через пять или семь лет после написания самого портрета, не тронув остального.
По словам того же Грабаря, он видел в Париже много совершенно законченных натюрмортов Э.Мане с незаписанным фоном, что говорит о том, что и Мане пользовался тем же методом».
Поразительна была способность Николая Петровича наблюдать и делать вывод из наблюденного.
«Тон теней в солнечный день - тон серого дня. Поэтому не перетемняйте их».
«Светлое в тени - всегда темнее темного в свету». «Может ли быть рефлекс светлее света? Да, может! Но только в одном случае, при заходе солнца. Видели ли вы, что происходит с листвой кустов или деревьев, освещенных заходящим солнцем? Снизу листья освещены солнцем, цвет их бронзовый, сверху же рефлектирует голубое небо; так вот, первый цвет темнее второго.
Есть у Репина картина, называется она «Иди за мною, сатано». Так вот, живот сатаны написан так, что прекрасно выражает этот закон. Ветви деревьев, части ствола, телеграфного столба, человеческой фигуры, вырисовывающиеся на фоне неба, обычно пишут темнее, чем те части тех же объектов, которые находятся на фоне земли, леса или построек. Объясняют это контрастом. Это неверно. На самом деле все детали изображаемого, находящиеся в одинаковом положении к источнику света и на таком же расстоянии от него, освещены одинаково. Более того, детали изображаемого, проектирующиеся на фоне неба или окна, засвечиваются лучами света, и их надо писать светлее. Кажущийся контраст должен получиться от верно найденных отношений. Почему вы пишете фон около освещенной стороны натуры темнее, чем около теневой? Ведь фон тем светлее, чем ближе к источнику света. У вас же получается наоборот.
Опять контраст? Возьмите верно отношения, и он получится сам собой, только не в такой степени, как в натуре.

Воспоминания о Николае Крымове, продолжение...


  Художник Николай Крымов (1884-1958). Картины, биография, статьи  
www.krimov.ru, по всем вопросам обращаться - niko {a} krimov.ru

Рейтинг@Mail.ru