|
Шедевры мастера:
После грозы, 1915
Вечернее солнце, 1921
Летний пейзаж с избами
Утро, 1918
|
Николай Петрович Крымов. Воспоминания друзей и учеников о художнике
Воспоминания о Николае Крымове:
Н.Моргунова. Учитель и ученики -
Ф.С.Богородский. Встречи с Крымовым - 2 -
Л.И.Бродская. О моем знакомстве с Н.П.Крымовым -
С.П.Викторов. Мои воспоминания о Крымове - 2 - 3 -
А.О.Гиневский. Беседы с Крымовым - 2 - 3 -
Ф.П.Глебов. Учитель - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
Д.Н.Домогацкий. Воспоминания ученика - 2 - 3 - 4 -
К.Г.Дорохов. Памятные встречи - 2 -
В.П.Журавлев. О педагогической деятельности Крымова -
Н.А.Кастальская. Крымов - 2 -
Е.Н.Крымова. Моя жизнь с Н.П.Крымовым -
Ю.П.Кугач. Прекрасная пора учебы - 2 -
Кукрыниксы. Художник Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4 -
В.В.Левик. Учусь у Крымова - 2 - 3 -
П.Н.Малышев. Крымов-педагог - 2 - 3 - 4 - 5 -
Н.Г. Машковцев. Живопись Крымова -
А.Л.Лидова. Отец и сын Крымовы - 2 - 3 -
Ф.Н.Михальский. В художественном театре - 2 -
В.Н.Попова. Крымов-декоратор -
Ф.П.Решетников. Дорогие воспоминания - 2 - 3 - 4 - 5 -
Н.К.Соломин. Учитель и друг - 2 -
Г.О.Рублев. Из записной тетради -
А.С.Айзенман. О том, что помнится - 2 - 3 -
С.В.Разумовская. Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4.
С.В.Разумовская. Н.П.Крымов
Мне привелось писать эти строки в Тарусе, столь любимой Николаем Петровичем Крымовым. Он приезжал сюда работать в течение 30 лет (1928-1957), никогда не утрачивая свежести восприятия этих чудесных мест. Здесь все овеяно такой еще ощутимой памятью о замечательном художнике, о его лирических, бесконечно русских и родных пейзажах, о своеобразном мудром и простом русском человеке.
Значение Крымова в деле становления и развития советского реалистического искусства очень велико.
Крымов - это классика советского искусства. Это звено, соединяющее непрерывной цепью линию развития замечательного реалистического пейзажа в русском искусстве, от предшественников Крымова - Ф.Васильева, В.Поленова, И.Левитана, В.Серова, К.Коровина, А.Архипова - к молодому поколению советских пейзажистов.
Ученик В.Серова, друг К.Коровина, глубокий почитатель И.Репина,
И.Левитана http://isaak-levitan.ru, М.Врубеля, он с юношеских лет впитывал в себя все то самобытное, русское, талантливое, что было создано лучшими мастерами нашего реалистического искусства.
К тому же Николай Петрович был из потомственной семьи художников: художниками были его прадед, его отец Петр Алексеевич Крымов, художник-портретист и педагог, любимый ученик С.Зарянко. Художником-жанристом и также педагогом был и старший брат Николая Василий. Третий брат в этой талантливой семье Алексей Петрович, профессор, академик, был одним из виднейших отечественных хирургов.
Крымов вырос в большой трудовой семье с крепкими, очень русскими устоями, напоминающими в какой-то мере даже быт Островского, как рассказывает жена Николая Петровича Екатерина Николаевна, дочь известного художника Н.Досекина.
Н.Крымов родился в Москве 20 апреля (3 мая) 1884 года. Несмотря на материальные нехватки, в доме всегда было бодро, весело, творчески шумно и хлопотливо. Вечно спорили и говорили об искусстве, рисовали, писали, собирались друзья-художники.
Отец Николая Петровича был его первым учителем, сумевшим прекрасно подготовить его в Школу живописи, ваяния и зодчества, куда Крымов поступил (сначала на архитектурное отделение) в 1904 году. Он был принят в числе 40 из 600, державших экзамен, и в списке стоял на втором месте.
Неоспоримая талантливость начинающего художника была отмечена очень рано: в 1906 году А.Васнецов приобрел с очередной ученической выставки его первый этюд с натуры «Крыши под снегом», а в следующем году Серов перекупил его для Третьяковской галереи. Молодому живописцу шел всего лишь двадцать третий год. С этой поры, еще до окончания Школы в 1911 году, Крымов начал участвовать в профессиональных выставках: «Голубая роза», «Венок», «Московского товарищества художников», «Союза русских художников». В 1910 году его принимают в члены последнего.
Бурным, жизнерадостным, темпераментным, страстно влюбленным в жизнь, в искусство был Крымов смолоду. Он любил не только живопись, но и музыку, поэзию, литературу, театр, был очень музыкален, обладал превосходным голосом и слухом. Разносторонний и одаренный, Николай Петрович водил знакомство и дружбу с художниками, актерами, музыкантами, поэтами. Дружил и любил он крепко, на всю жизнь. Такой была его дружба с И.Москвиным, М.Тархановым, К.Коровиным, Н.Сапуновым, И.Остроуховым.
И таким же бурным, темпераментным, полным беспрестанных и смелых поисков было и искусство молодого Крымова. Но всегда и во всем он был своеобразным, ни на кого не похожим.
Любовь и призвание к пейзажу определились сразу и бесповоротно. Но путь к реалистическому пейзажу был сложный и извилистый, как пестры и разноречивы были течения и направления в искусстве в смутное и трудное время 1907-1910 годов.
Во всех своих устремлениях и поисках Крымов оставался всегда глубоко национальным, не поддавшимся царившему тогда всеобщему увлечению новым французским искусством.
Был период в его творчестве, который можно назвать импрессионистическим («Летняя ночь», 1905, ГТГ; «Солнечный день», 1906, ГТГ; «Крыши под снегом», 1906, ГТГ; «К весне», 1907, ГТГ), это шло главным образом от К.Коровина и проявлялось в поисках передачи воздушной среды, солнечного или лунного освещения, легкого, пронизанного светом колорита. Уже тогда природа для Крымова жила своей простой обычной жизнью: трогательны в его пейзажах красные снегири на ветках, коты на крыше, почуявшие весеннее тепло.
Воспоминания о Николае Крымове, продолжение...
|