|
Шедевры мастера:
После грозы, 1915
Вечернее солнце, 1921
Летний пейзаж с избами
Утро, 1918
|
Николай Петрович Крымов. Воспоминания друзей и учеников о художнике
Воспоминания о Николае Крымове:
Н.Моргунова. Учитель и ученики -
Ф.С.Богородский. Встречи с Крымовым - 2 -
Л.И.Бродская. О моем знакомстве с Н.П.Крымовым -
С.П.Викторов. Мои воспоминания о Крымове - 2 - 3 -
А.О.Гиневский. Беседы с Крымовым - 2 - 3 -
Ф.П.Глебов. Учитель - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
Д.Н.Домогацкий. Воспоминания ученика - 2 - 3 - 4 -
К.Г.Дорохов. Памятные встречи - 2 -
В.П.Журавлев. О педагогической деятельности Крымова -
Н.А.Кастальская. Крымов - 2 -
Е.Н.Крымова. Моя жизнь с Н.П.Крымовым -
Ю.П.Кугач. Прекрасная пора учебы - 2 -
Кукрыниксы. Художник Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4 -
В.В.Левик. Учусь у Крымова - 2 - 3 -
П.Н.Малышев. Крымов-педагог - 2 - 3 - 4 - 5 -
Н.Г. Машковцев. Живопись Крымова -
А.Л.Лидова. Отец и сын Крымовы - 2 - 3 -
Ф.Н.Михальский. В художественном театре - 2 -
В.Н.Попова. Крымов-декоратор -
Ф.П.Решетников. Дорогие воспоминания - 2 - 3 - 4 - 5 -
Н.К.Соломин. Учитель и друг - 2 -
Г.О.Рублев. Из записной тетради -
А.С.Айзенман. О том, что помнится - 2 - 3 -
С.В.Разумовская. Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4.
Ф.П.Глебов. Учитель, продолжение
Не думайте, что чем светлее вы возьмете светлое пятно, тем сильнее оно будет светиться. Пересветленное терят материальность и свое положение в пространстве. Утемните его до верного тона, и оно станет на место и засветится по-настоящему.
Когда пишете с натуры, кладите верные тона на верные места, и у вас будет верно выражено то, что вы видите».
Николай Петрович рассказывал о себе: «Я писал Оку в Тарусе. Под кустами у противоположного берега светилось маленькое пятно. Я не мог понять, что там такое, но постарался верно передать это пятно, как видел. Потом на выставке мне сказали, „как хорошо у вас написана лодка!".
Надо стараться передать все верно, как видишь, ничего не изменяя. Только такая работа с натуры принесет пользу и поможет изучить ее законы. Такой этюд полезен художнику как материал для дальнейшей творческой работы.
Изучая жизнь, хороший писатель записывает в записную книжку, например, услышанный им характерный разговор. Чем точнее он его зафиксирует, ничего не изменяя, тем больше пользы даст ему такая запись при дальнейшей работе. Запись с натуры должна быть документальной».
Если в работе с натуры Крымов запрещал что-либо изменять, то в работе над композицией картины он давал полную свободу.
«Когда пишете от себя, используя накопленные знания, ищите, перемещайте, перемазывайте. Ищите, как лучше выразить задуманное на основе реальных зрительных впечатлений.
Никогда не нарушайте законов перспективы. Всегда помните, где у вас в картине проходит воображаемая линия горизонта. Помните, что нарушение законов вредит выразительности.
Любая фантазия должна быть основана на реальном. Врубель писал фантастические сюжеты только на основе реальных впечатлений. Он кропотливо изучал природу: делал большое количество этюдов, наблюдал сумеречное состояние природы, невольно навевающее фантастические образы. Он шел от реальной жизни, поэтому его фантастика так выразительна.
Вспомните Гоголя „Ночь перед Рождеством". Там творятся самые невероятные фантастические происшествия: черт украл месяц и т. д. Чтобы все это было убедительно, Гоголь описывает все события с точки зрения пьяного казака. Ведь пьяному может представиться все, что угодно. Гоголь идет от реальности.
Все ненаблюденное, недостаточно изученное, не основанное на реальных впечатлениях, есть бессмысленная отсебятина, которая не может быть выразительной».
Когда подошло время писать дипломные картины, Николай Петрович много беседовал с нами о выборе темы. «Нужно браться за такую тему, которую любишь всей душой. В искусстве убедительна только искренность. Нужно брать тему по плечу и заранее быть уверенным, что справишься.
Начиная писать, нужно мысленно представлять себе всю картину в законченном виде, это должно быть выражено в эскизе.
В картине обязательно должно быть одно самое главное место. Оно же и самое любимое. Оно должно привлекать внимание зрителя. Это зрительный центр. Остальное будет помогать этому главному быть самым выразительным.
Всегда должно быть ясно видно, из-за чего художник написал картину, что его больше всего заинтересовало.
Нужно соответственно замыслу точно найти самое выразительное размещение живописных пятен и их размеры в холсте. Это основа композиции».
Рассматривая наши эскизы, Николай Петрович говорил нам: «Размеры картины обязательно должны соответствовать замыслу, но не берите слишком больших холстов. Не всякий даже опытный мастер может писать картины больших размеров. Когда изображение настолько велико, что для охвата его глазом зритель будет смотреть его на большом расстоянии, художник должен уметь усилить контрасты, подчеркнуть форму. Но тут требуется точно знать границы преувеличения, иметь большой опыт. У нас этим хорошо владели Александр Иванов, Суриков, Виктор Васнецов, Врубель, Малявин, Константин Коровин, Головин. Это были большие мастера. Они точно знали, в какой мере можно преувеличить для усиления выразительности. Такое преувеличение не противоречит реализму.
Формалисты все строят на вранье и говорят: „Мы так видим и так чувствуем". Говоря это, они тоже врут, так как ничего не умеют видеть и не чувствуют по-настоящему».
Высмеивая формалистов, Крымов делил их на два вида: бандиты и несчастные люди. «Бандиты, - говорил он, - это те, которые, не имея никаких способностей к искусству, прикрываются всякими фокусами и называют себя художниками.
Представьте себе картину: интеллигентного вида" мужчины и дамы, произнося непонятные иностранные слова, идут в магазин. Мужчины покупают масляные краски и холст. Дамы - акварель и бумагу. Придя домой, мужчины при помощи разных кисточек масляными красками производят на холсте раздражение и считают, что чем больше пойдет краски, тем „живописнее" получится. Дамы мочат бумагу водой и пачкают ее акварелью смелыми мазками, причем считают, что чем меньше краски, тем „акварельнее". Они любят еще замазать красками стекло и приложить к нему бумагу. То, что получится на бумаге, они называют „монотипией". В гравюре они стараются светлое изобразить черным, а темное - белым.
Несчастные люди попадаются на их удочку. Бывают способные из молодежи, но, попав в ученики к формалистам, получают увечье на всю жизнь, как дети, попавшие к компрачикосам. Есть среди формалистов талантливые, но из желания быть оригинальными и модными, они занимаются черт знает чем. Их много за границей. Это тоже бандиты. Их произведения покупают люди, следящие за модой. Это считается у них признаком „хорошего тона". Реалисты любят жизнь, а формалисты только самих себя».
«Искусство - это чуть-чуть, - любил говорить Николай Петрович. - В искусстве, как и в жизни, успех зависит от чувства меры. Это чувство развивается с накоплением опыта, когда человек точно знает, что хорошо и что плохо. Недосолить так же плохо, как и пересолить.
Меня спрашивают: „Что такое вкус?" Если человек может точно определить пересолено или недосолено - это значит, что у него развит вкус».
Воспоминания о Николае Крымове, продолжение...
|