|
Шедевры мастера:
После грозы, 1915
Вечернее солнце, 1921
Летний пейзаж с избами
Утро, 1918
|
Николай Петрович Крымов. Воспоминания друзей и учеников о художнике
Воспоминания о Николае Крымове:
Н.Моргунова. Учитель и ученики -
Ф.С.Богородский. Встречи с Крымовым - 2 -
Л.И.Бродская. О моем знакомстве с Н.П.Крымовым -
С.П.Викторов. Мои воспоминания о Крымове - 2 - 3 -
А.О.Гиневский. Беседы с Крымовым - 2 - 3 -
Ф.П.Глебов. Учитель - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
Д.Н.Домогацкий. Воспоминания ученика - 2 - 3 - 4 -
К.Г.Дорохов. Памятные встречи - 2 -
В.П.Журавлев. О педагогической деятельности Крымова -
Н.А.Кастальская. Крымов - 2 -
Е.Н.Крымова. Моя жизнь с Н.П.Крымовым -
Ю.П.Кугач. Прекрасная пора учебы - 2 -
Кукрыниксы. Художник Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4 -
В.В.Левик. Учусь у Крымова - 2 - 3 -
П.Н.Малышев. Крымов-педагог - 2 - 3 - 4 - 5 -
Н.Г. Машковцев. Живопись Крымова -
А.Л.Лидова. Отец и сын Крымовы - 2 - 3 -
Ф.Н.Михальский. В художественном театре - 2 -
В.Н.Попова. Крымов-декоратор -
Ф.П.Решетников. Дорогие воспоминания - 2 - 3 - 4 - 5 -
Н.К.Соломин. Учитель и друг - 2 -
Г.О.Рублев. Из записной тетради -
А.С.Айзенман. О том, что помнится - 2 - 3 -
С.В.Разумовская. Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4.
Кукрыниксы. Художник Н.П.Крымов
Еще студентами Вхутемаса, бывая в Третьяковской галерее, мы всегда останавливались перед одним пейзажем, привлекавшим к себе красивой и острой правдой. Он изображал вечер, обыкновенный сарай, перед ним фигуру крестьянина и рядом деревенскую лошадь, а сзади зелень и стволы берез. Но все это обыкновенное выглядело очень красиво, освещенное розово-золотистым светом вечернего солнца. И от такого тихого, теплого летнего вечера возникало приятное чувство радости. Все предметы были изображены без излишних подробностей. На деревьях не было отдельных листьев, мелких сучков, а чувствовались и те и другие.
Автором этого пейзажа был Николай Петрович Крымов.
Впервые мы поняли тогда силу крымовской любви к природе, красоту его искусства. Здесь была своя особая убедительность, мимо которой нельзя было пройти. Художник этот не только смотрел, но и видел и умел увиденное передать так, что волновал других.
Как-то, проходя по коридору одного из издательств, мы встретили художника «крокодильца» Ивана Андреевича Малютина. Он сидел на скамейке рядом с высоким, средних лет мужчиной, скромно одетым и спокойным.
- Здорово, ребята! - весело обратился к нам Малютин. - Постойте, а вы разве не знакомы с художником Крымовым? Нет?.. Ну, знакомьтесь.
- Николай Петрович, а это - Кукрыниксы.
Нам навстречу улыбалось добрыми светло-голубыми глазами с хитринкой и чуть выпяченной вперед нижней губой лицо Крымова. Огромная ладонь поочередно скрыла в крепком рукопожатии три наши руки.
Первое знакомство прошло почти в молчании. Все четверо только улыбались.
Лет через пять, когда каждый из нас писал этюды с натуры, вновь произошла наша встреча с Николаем Петровичем. С тех пор знакомство стало постоянным и вскоре перешло в дружбу, никогда не прерывавшуюся. Эта дружба еще больше раскрыла нам редкий талант художника и интереснейшую многогранную натуру Крымова - умного, острого, обаятельного человека. Он очень помог нашей работе над пейзажем.
Приходили мы к Николаю Петровичу в его большую, скромно обставленную комнату, служившую одновременно и столовой и мастерской. У окна стоял мольберт, на котором когда-то работал И.Левитан.
В окно комнаты видны крыши с трубами и чердачными окнами. Они много раз были написаны Крымовым - то покрытые снегом, то освещенные летним солнцем, то мокрые от дождя.
Но самым запоминающимся в этой комнате был холст, на котором был изображен один и тот же пейзаж девять раз, в различное время дня и ночи. Небольшой белый дом с красной крышей, поляна и вдали лес. Этот пейзаж, повторенный в одинаковом размере, в той же композиции, но в одном случае при ярком солнце, в другом - в серый день и на закате, потом поздним вечером и в лунную ночь наглядно показывал изменения тона и цвета в зависимости от времени дня и состояния погоды. Здесь демонстрировалась градация тонов от самого светлого пятна - освещенной солнцем белой стены, до самого темного - безлунной ночи. Интересно, что в этом последнем пейзаже окно, взятое темно-коричневой краской, выглядело светящимся на фоне темной стены, земли и всего пейзажа. Трудно было поверить, что окно в первом солнечном пейзаже взято той же самой коричневой краской, которая от окружения предметов, освещенных солнцем, выглядела черной. Этот поучительный холст с пейзажами Крымов показывал своим ученикам в Изотехникуме памяти 1905 года. Проверенное опытным глазом художника решение каждого пейзажа очень наглядно и убедительно показывало важность тона в реалистической живописи.
Смотрел приносимые ему этюды Николай Петрович не спеша, очень внимательно, нередко вместе с женой Екатериной Николаевной.
Прикрывая своим огромным пальцем какое-либо место в этюде, он тихо говорил:
- Перетемнил. Или:
- Слишком светло... Вырывается.
Спрашивал:
- А это что? Нет, не похоже. Вранье. Вот облако верно. В какой это день написано, в солнечный или нет? Не ясно.
- Границу неба и земли всегда надо очень правильно нарисовать. Так же и берега уходящей реки. Иначе река будет падать или стоять стеной.
- А здесь и ближние и дальние деревья слишком одинаковы по цвету. Это не бывает. Запомните, все темные предметы, чем они дальше от нас, тем становятся светлее, а все светлые, чем дальше - тем темнее. На горизонте и темные и светлые сливаются в один тон. И еще: все светлые места, чем они меньше размером, тем будут темнее, а все темные, чем меньше, тем будут светлее.
Советовал помнить, что почти всегда в отражении в воде все темные предметы светлеют, а все светлые темнеют. Внимательно сравнивая предметы с их отражением в воде, всегда можно заметить, насколько все в воде менее контрастно выглядит, чем в натуре. Тушится и яркость цвета.
Про этюд, который считал удачным, говорил: «Это первый номер! Вот разве только это место надо на волосок темнее взять, а больше ни к чему не придерешься».
И громко звал жену: «Катя! Иди. Посмотри. Вот это - да... Поздравляю! Все бьет!»
Но если Крымову пейзаж не нравился, он прямо говорил: «Нет, этот не вышел. Тут все соврано: и небо и земля. Разве так бывает? Здесь верно, а это выскакивает. Зеленая краска орет, она прямо из тюбика.
Пока что этот - самый плохой этюд...»
Неутомимая наблюдательность и многолетний ежедневный опыт изучения натуры помогали художнику сразу замечать и попадания и промахи: «Почему же это у вас столб на фоне неба сделан темнее, чем его нижняя часть, попадающая на фон зелени? Это неверно. Он только кажется темней от контраста, а на самом деле он такой же, как и на темном фоне. А иногда бывает даже светлее от воздуха. Вон моя палитра, попробуйте сделать его вверху полегче и убедитесь, что он останется силуэтным, но будет вернее. И живопись не будет жесткой».
Воспоминания о Николае Крымове, продолжение...
|