|
Шедевры мастера:
После грозы, 1915
Вечернее солнце, 1921
Летний пейзаж с избами
Утро, 1918
|
Николай Петрович Крымов. Воспоминания друзей и учеников о художнике
Воспоминания о Николае Крымове:
Н.Моргунова. Учитель и ученики -
Ф.С.Богородский. Встречи с Крымовым - 2 -
Л.И.Бродская. О моем знакомстве с Н.П.Крымовым -
С.П.Викторов. Мои воспоминания о Крымове - 2 - 3 -
А.О.Гиневский. Беседы с Крымовым - 2 - 3 -
Ф.П.Глебов. Учитель - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
Д.Н.Домогацкий. Воспоминания ученика - 2 - 3 - 4 -
К.Г.Дорохов. Памятные встречи - 2 -
В.П.Журавлев. О педагогической деятельности Крымова -
Н.А.Кастальская. Крымов - 2 -
Е.Н.Крымова. Моя жизнь с Н.П.Крымовым -
Ю.П.Кугач. Прекрасная пора учебы - 2 -
Кукрыниксы. Художник Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4 -
В.В.Левик. Учусь у Крымова - 2 - 3 -
П.Н.Малышев. Крымов-педагог - 2 - 3 - 4 - 5 -
Н.Г. Машковцев. Живопись Крымова -
А.Л.Лидова. Отец и сын Крымовы - 2 - 3 -
Ф.Н.Михальский. В художественном театре - 2 -
В.Н.Попова. Крымов-декоратор -
Ф.П.Решетников. Дорогие воспоминания - 2 - 3 - 4 - 5 -
Н.К.Соломин. Учитель и друг - 2 -
Г.О.Рублев. Из записной тетради -
А.С.Айзенман. О том, что помнится - 2 - 3 -
С.В.Разумовская. Н.П.Крымов - 2 - 3 - 4.
С.В.Разумовская. Н.П.Крымов, продолжение
Для творчества Крымова этого времени характерны продуманная стройность декоративных композиций и звучность колорита. Сказалось увлечение живописью «Мира искусства» («Горный ручей», 1907, ГТГ; «Сосны», 1907, собрание В.Андреева, Москва).
В этих сочиненных ландшафтах все было гармонично, но слишком отвлеченно. И тотчас же, словно опасаясь утратить свое национальное и выразительное, Крымов бросается в другую крайность и создает похожие на русские лубки «Новый трактир» (1909, ГТГ), «Площадь», 1908 (Кировский областной художественный музей имени А.М.Горького) с их примитивными формами, «марионеточно» решенным стаффажем.
Самым примечательным в творчестве молодого Крымова были пейзажи, где впервые проявился будущий мастер тончайшей передачи состояний природы. Увлекает Крымова романтика грозы. Своеобразен и остро выразителен «Ветреный день» (1908, ГТГ), почти монохромный в цвете, но исключительно экспрессивный бурной взволнованностью грозовых облаков, взметенных ветром клубов пыли, взбудораженных деревьев, всполошившихся людей. Все это было подсмотрено в жизни. Так же как увидено в жизни и совсем особое, может быть, несколько усиленное, холодно-фосфорическое освещение перед надвигающейся бурей («Туча», 1909, ГТГ). И разве в пламенеющий и тихий час заката не вспомнится нам порой замечательный по верности состояния, пусть в какой-то мере утрированный в цвете и упрощенный в формах «Желтый сарай» (1910, ГТГ).
И разве не передан палящий летний зной в слегка стилизованном небольшом пейзаже «Полдень на дороге» (1911, собр. Н.Власовой) с горячей пылью, легкими, остановившимися в высоком небе белыми облаками, с такой прохладой в чаще леса.
Все эти пейзажи, наполовину вымышленные, созданы по острым, запоминающимся впечатлениям реальности. И это реальное побеждало все сильней и сильней. Переломными и решающими для Крымова были три лета 1914-1916 годов, проведенные в подмосковном местечке Краснове. Его исключительная живописность вдруг словно открыла глаза художнику: он понял, что самое прекрасное в мире - сама природа, а не сочиненные ландшафты. И вот начинается новая полоса не только любования природой, но и пристального изучения ее. Правда, декоративная природа Краснова обусловила и известную декоративность пейзажей Крымова. Здесь был романтичный заросший пруд, две небольшие осененные тенистыми деревьями речки Пехорка и Македонка с золотистыми песчаными отмелями. Написанные с натуры этюды дали повод для композиционных вымыслов. Так создается сюита «Купальщиц», так позднее на этих берегах возникает романтическая «Старая мельница» (1927, ГТГ).
Писать с натуры оказалось много труднее, чем создавать воображаемые ландшафты. Работа становилась все длительнее, серьезнее, вдумчивее. Каждая новая выставка приносила новый успех.
К Великой Октябрьской социалистической революции Крымов пришел большим и признанным пейзажистом. По своим убеждениям он был в числе тех художников, кто принял революцию без раздумий, кто сразу вошел в новую жизнь и с увлечением взялся за работу.
Персональная выставка Крымова, организованная Н.Моргуновым в 1922 году в Третьяковской галерее, была одной из первых после революции. Для самого художника она явилась и смотром всего сделанного, и творческими планами на будущее, и окончательным закреплением на позициях реализма.
Примечательно, что все это происходило в то трудное для искусства время, когда формалисты провозглашали реализм отжившим и реакционным искусством. Они взяли на первых порах в свои руки и дело преподавания в художественных вузах, во Вхутемасе, в Полиграфическом институте, куда был приглашен профессором и Н.Крымов. В связи с принципиальными расхождениями во взглядах с рядом педагогов на педагогическую работу Николай Петрович ушел из этих институтов. Зато он принял самое энергичное участие в организации нового факультета изобразительных искусств при Пречистенском практическом институте (бывшие Пречистенские курсы), где собрались прекрасные силы - К.Коровин, Н.Ульянов, В.Ватагин, Б.Виппер.
Крымов был прирожденным педагогом, последовательно и методически проводящим свою систему преподавания, пользовавшимся исключительным авторитетом у учеников, их уважением и любовью.
Воспоминания о Николае Крымове, продолжение...
|